Про автора «2-х больших D»
100 лет назад родился Гордон Диксон
Американский писатель Гордон Руперт Диксон родился 1 ноября 1923 года в Эдмонтоне (провинция Альберта, Канада) в семье горного инженера. В семье к тому времени уже был старший сын Ловэтт (30.06.1902-2.01.1987), в будущем — английский писатель, автор биографических книг, редактор и издатель компании «Macmillan & Company» (Лондон).
Читать Гордон научился ещё в 4-летнем возрасте и очень любил придумывать иные концовки к прочитанным книгам. Интерес к литературе в семье всячески поощрялся — его мать была буквально помешана на английских легендах, передав страсть своему младшему.
Но беззаботное детство продолжалось недолго. Летом 1936 года, когда Диксону было 13 лет, умер его отец и, чтобы свести концы с концами, семья перебралась к родственникам в Миннеаполис (США). Парнишке быстро оформили новое гражданство, поэтому, в историю фантастики он вошёл уже как американский писатель.
Гордону не было и 16 лет, когда он поступил в Университет Миннесоты/University of Minnesota (Миннеаполис) с целью более глубокого изучения английской литературы. Но получить высшее образование сразу он не успел — шла II Мировая, и в 1943 году Диксон пошёл в армию. Он жаждал попасть на тихоокеанский фронт, но уже тогда сказался наследственный недуг, от которого Гордон страдал всю жизнь — астма. В итоге его отправили в тыловые части на Западное побережье, где он и прослужил до 1946 года.
Демобилизовавшись, Диксон вернулся в университет, получив в 1948 году степень бакалавра искусств. Затем, с 1948 по 1950 год он работал над получением учёной степени. Но желанная научная карьера не сложилась — диссертацию защитить не удалось. И он открыл для себя иной путь — писательский.
В то время он стал членом Общества фэнтези Миннеаполиса/The Minneapolis Fantasy Society (MFS), где познакомился с местными «светилами» — Клиффордом Саймаком и Полом Андерсоном. И именно Андерсон, ставший затем другом и соавтором Гордона, подал ему идею попробовать себя в художественной литературе.
И в 1950 году в весеннем выпуске фэнзина «Fantastic Story Quarterly»/«Фантастические истории ежеквартально» (№1 журнала «Fantastic Story», как он стал затем называться) издательства «Best Books» был опубликован их дебютный совместный рассказ о путешествии во времени — «Нарушение границ!» («Посторонние!»)/Trespass!.. А ещё через пару месяцев другой рассказ друзей (на ту же тематику) — «Дружелюбный человек»/The Friendly Man напечатал уже ведущий фантастический журнал США «Astounding Science Fiction»/«Поразительная антология научной фантастики» Джона У. Кэмпбелла — один из наиболее влиятельных американских НФ-журналов за всю историю фантастики. И, ободренный успехом Диксон принялся буквально строчить рассказы, приносящие ему стабильный, пусть и не слишком большой, доход.
Следующий совместный рассказ «Шериф каньона Галч»/The Sheriff of Canyon Gulch, открывший цикл «Хока»/Hoka (о хокасах — аборигенах планеты, двойника Земли, похожих на огромных плюшевых медвежат, искренне влюбленных в земную беллетристику, которую воспринимают всерьёз, отчего без конца «играются» — в пиратов, героев Дикого Запада, рыцарей или мушкетёров) появился в 1951 году в американском бульварном НФ-журнале «Planet Stories»/«Истории планеты».
А в 1956 году вышел и дебютный «одиночный» фантастический роман Диксона — «Пришельцы с Арктура»/Alien From Arcturus. («Первая межзвездная экспедиция человечества закончилась провалом. Оказалось, Галактика обильно заселена сверхразвитыми цивилизациями. Отныне человечество посажено на жёсткий карантин в Солнечной системе, пока им не будет изобретён сверхсветовой привод — показатель развитости цивилизации. Молодой и амбициозный физик Мэлькольм Флетчер собирается во что бы то ни стало совершить судьбоносное открытие»).
Затем, в 1959 году, вышел следующий его роман — «Прирождённый полководец» («Генетический генерал»)/The Genetic General, начиная с которого к писателю уже начала приходить известность. Годом позже книга была переиздана под названием «Дорсай!»/Dorsai!, и открыла, таким образом, один из известнейших НФ-сериалов — «Дорсайский цикл»/Dorsai Cycle (впрочем, это название самому Диксону не нравилось, он предпочитал название «Цикл о Чильде»/Childe Cycle — отсылка к произведению английского поэта XIX века Роберта Браунинга (1812-1889) «Чайльд-Роланд дошёл до Тёмной Башни»/Childe Roland to the Dark Tower Came).
Неудивительно, что все герои цикла, вдохновленного мистическим путешествием рыцаря из поэмы Браунинга, профессиональные военные — генетически «выведенные» солдаты, единственный вид «экспорта» с планеты Дорсай в системе Фомальгаута. Основой их характера неизменно являются воинская доблесть, чувство долга и ответственности командиров перед подчинёнными, причём название дебютной книги — «Генетический полководец» прямо говорит о том, что дело тут вовсе не в одном лишь суровом спартанском воспитании.
Дорсайская серия, выросшая из ранних рассказов и повестей, задумывалась автором как часть большого эпического цикла (4 трилогии, связанные единой сверхидеей эволюции человечества, проходящего путь совершенствования: от способного к бессмысленному саморазрушению Ребёнка, до полностью осознающего последствия своих действий Рыцаря), сравнимого по размаху с «Академией» («Основание», «Фонд»)/Foundation Айзека Азимова или «Дюной»/Dune Френка Херберта. Кроме «дорсайских» романов, в цикл должны были входить ещё и 3 больших исторических романа, описывающих события, происходившие в XIV-XVIII вв., главными героями которой должен были стать: английский рыцарь сэр Джон Хоуквуд (реальный наёмник 1350-х гг., один из первых европейских кондотьеров — руководителей военных отрядов на службе у городов-коммун и государей), поэт Джон Мильтон (автор «Потерянного рая»/Paradise Lost (1667) и, собственно, Роберт Браунинг, а 3 следующих романа должны были быть посвящёны людям XX века: герою, который мужал в горниле II Мировой и женщины-хранительницы из 1980-х гг. — как олицетворений каждой из 3-х ипостасей: Философ, Воин, Носитель Веры.
Романы Диксона должны были осветить появление сверхчеловека — нового Мессии, способного указать заблудшей цивилизации путь на более высокий уровень развития. Итогом этой эволюции должно было стать слияние этих 3-х основных этических императивов: Доблести, Философии и Веры, образуя Ответственного Человека, обладающего огромными, почти паранормальными возможностями.
Из персонажей цикла статуса этого достигли только 2 героя — дорсайцы Донал Грэм и Хэл Мэйн, противостоящие многочисленным антагонистам. Те же, в свою очередь, тоже эволюционировали и добились немалых высот и власти благодаря тому, что сумели объединить в себе хотя бы 2 из Императивов (например, в случае Блейза Аренса — противника Мэйна, это Философия и Вера, давшие на выходе Фанатизм).
Но писателю не удалось воплотить в жизнь весь свой замысел. Ни один издатель не хотел рисковать, связываясь с малоизвестным тогда автором, замахнувшимся на такой амбициозный проект.
Пришлось ограничиться лишь НФ-частью эпопеи, чье действие происходит в XXIV веке, когда человечество уже освоило изрядную часть Галактики.
Но Диксон до последних дней планировал всё же написать «историческую» и «современные» части эпопеи, а также ещё и финальный фантастический том, в котором был бы подведён общий итог. Увы, остались только планы и заметки… В результате из 12 задуманных писатель успел полностью закончить только 8 романов.
Подходя к делу с присущей ему тщательностью, Гордон работал над циклом, скрупулёзно вырисовывая хронологию событий будущих войн и генеалогию родов Морганов и Грэмов, члены которых являются героями всех произведений серии.
Рассказ из дорсайского цикла «Солдат, не спрашивай»/Soldier, Ask Not в 1965 году принёс писателю его первую премию «Хьюго»/Hugo Award (2 других он получил за повесть «Последний Дорсай»/Last Dorsa и рассказ «Плащ и посох»/The Cloak and the Staff — обе в 1981). А в следующем году Диксон был удостоен и премии «Небьюла»/Nebula Award, за рассказ «Зовите его «Господин»/Call Him Lord.
Но успех серии был для Гордона не единственным. Он сочинял ещё и качественную «идейную» космооперу, остроумную юмористическую фантастику и авантюрное фэнтези. Правда, уровень большей части этих произведений обычно не поднимался выше обычного крепкого среднего профессионального. Но писателю тогда очень нужны были деньги: он содержал больную мать.
Любопытным является тот факт, что в произведениях Диксона практически не встречается упоминаний о кошках: из-за астмы у писателя была дикая аллергия на кошачью шерсть. Зато, чем поистине восхищался Гордон, так это драконами!
«Дорсайский цикл» получал тогда противоречивые отклики — многие критиковали его за милитаристскую направленность. И, возможно поэтому, а может быть из желания реализовать себя на ниве «фэнтези», в 1976 году Диксон переписывает один из своих ранних рассказов в одноименный роман «Дракон и Джордж»/The Dragon and the George — полуюмористическое авантюрное фэнтези: «Главный герой — молодой преподаватель колледжа Джим Эккерт, отправившись в параллельный мир на поиски своей пропавшей возлюбленной Энджи, попадает в альтернативный мир волшебного средневековья, где оказывается в теле дракона Горбаша, в виде которого он должен сразиться со Злом, обитающим в Презренной Башне. Ему приходится пережить немало захватывающих приключений, прежде чем дело дойдёт до хэппи-энда — вернувший человеческий облик Джим и Энджи решают остаться среди своих новых друзей».
И поначалу речь о цикле не шла — «Дракон и Джордж» был дебютным визитом писателя в фэнтезийное царство. В те годы Гордон был активным «рыцарем» Общества креативного анахронизма/The Society for Creative Anachronism (SCA) — международной группы реконструкторов, созданной в Калифорнии в 1966 году с целью изучения и воссоздания средневековых европейских культур и их истории вплоть до XVII в., — и сочинил роман, как этакий реверанс в сторону этого своего увлечения. Вещь получилась симпатичная, лёгкая и забавная.
А в результате роман получил «Британскую премию фэнтези»/British Fantasy Award, и принёс Диксону популярность и в рядах почитателей фэнтези. По мотивам книги был даже снят полнометражный м/ф «Полёт драконов»/The Flight of Dragons (реж.: Артур Ранкин, Джулз Басс, 1982) — не очень примечательный с точки зрения мультипликации, но с весьма выразительным саундтреком американского теле- и кинокомпозитора Мори Лоуса.
«Полёт драконов»
К «драконьей» теме писатель вновь обратился в 1990 году, написав продолжение истории — «Рыцарь-дракон»/The Dragon Knight, а с 1992 года, после выхода романа «Дракон на границе»/The Dragon on the Board, книги цикла стали выходить чуть ли не ежегодно. Но, если 2-ой том был написан ещё на довольно-таки приличном уровне, то последующие превратились в серийную жвачку. К тому же поменялась тональность — вместо забавной сказки с уклоном в лёгкую нравоучительность, цикл обрёл облик авантюрно-магической альтернативной истории, переполненной занудным морализаторством. Последний роман серии — «Дракон и прекрасная дева Кента»/The Dragon and the Fair Maid of Kent (2000) — увидел свет уже после смерти автора.
Однако, творчество Диксона отнюдь не исчерпывается тематикой 2-х «больших «Д» — Дорсаями и Драконами. За свою почти полувековую творческую жизнь он написал более 80 романов и множество рассказов.
Герои наиболее ярких внецикловых романов Гордона: «Иной путь» («Путь чужака»)/The Alien Way (1965), «Дикий Волк»/Wolfling (1969), «Час Орды»/Hour of the Horde (1970), «Пограничник» («Космический патруль»)/The Outposter (1972) — сильные личности, не просто вступающие в противоречие с системой, но и идущие на сознательное столкновение с ней ради достижения своих целей, главная из которых — спасение Человечества. А уж хочет ли это Человечество принимать ход мыслей и действий выдающихся индивидуумов-спасителей — значения не имеет.
Немало книг Диксон посвятил и контакту с чуждым разумом. И в них герои так же предпочитают вести диалог с Чужими с позиций силы, но вовсе не злоупотребляют этим. Конечно, «добро» должно быть с кулаками, однако сила не может применяться бездумно, на одних рефлексах. Показателен роман «Никто, кроме человека» («Как равный с равным»)/None But Man (1965), чей герой весьма своеобразно завоевывает уважение могущественной инопланетной расы (Небольшой группе беглых каторжников, бунтовщиков и пиратов предстоит спасти 2 цивилизации от взаимного истребления).
Писал Диксон и юмористическую фантастику. Тот же цикл о «медвежатах»-хокасах.
К медведям писатель так же относился тепло: написал ещё и 3 забавных романа про обитателей планеты Дилбия/Dilbia. Дилбийцы тоже урсоиды — но уже не милые медвежата-хокасы, а могучие 3-метровые гиганты с весьма оригинальным чувством юмора. Впрочем, земляне способны запросто наладить отношения и с инопланетными медведями. Было бы желание… Для разрешения конфликта нужен человек, обладающий ловкостью акробата и терпением святого. Выбор пал на Джона Тарди. Действуя где умом и находчивостью, а где силой и ловкостью, землянин заставляет дилбян изменить свое мнение о людях.
В 1969-71 гг. писатель был президентом главного сообщества американских фантастов — Организации писателей-фантастов США/Science Fiction Writers of America (SFWA).
А в 1975 году возникла организация «Иррегулярные дорсайцы»/Dorsai Irregulars, созданная как подобие военизированного формирования, предназначавшегося для поддержания порядка на различных фант-конвентах. Одним из инициаторов её создания стал писатель Роберт Асприн. Большинство «дорсайцев» были довольно молоды, а статус почётных членов организации получили сам Диксон и Роберт Хайнлайн.
Г. Диксон (слева) на одном из конвентов 1970-х гг.
Работал Гордон, кроме Андерсона, и в соавторстве с такими корифеями жанра как Гарри Гаррисон, Кейт Лаумер, а так же американской писательницей Челси Куинн Ярбро, автором исторических романов ужасов о вампире графе Сен-Жермене. Писал книги для детей, радио-пьесы, редактировал антологии рассказов.
В конце 1980-х гг. у писателя обострилась его болезнь, причём настолько, что он практически не покидал своего дома в пригороде Миннеаполиса Ричфилде (Миннесота), но, тем не менее, до последнего продолжал писать.
Гордон Руперт Диксон умер утром 31 января 2001 года в Ричфилде, в возрасте 77 лет, от осложнений тяжёлой формы астмы.
В 2007 году был опубликован последний роман Дорсайского цикла — «Антагонист»/Antagonist, законченный давним помощником Диксона — Дэвидом У. Виксоном по рукописям автора, который повествует об окончательном превращении Блейза в одержимого властью маньяка.
«Мои книги сродни лабораторным опытам. Я ищу что-нибудь новое в каждой из них» (Гордон Р. Диксон).
Награды и премии:
Премия «Хьюго»/Hugo Award — американская «Премия за достижения в области научной фантастики»/The Science Fiction Achievement Award, учреждена в 1953 г. в честь Хьюго Гернсбека, названного в 1960 г. «отцом журнальной НФ» (The Father of Magazine Science Fiction). Присуждается ежегодно «Всемирным обществом научной фантастики»/World Science Fiction Society (WSFS) за лучшие произведения. В голосовании участвуют зарегистрировавшиеся участники конвента, поэтому считается «читательской». Начиная с 1973 г. отдельно присуждалась и «Премия им. Д. Кэмпбелла»/Campbell Award — «самому многообещающему молодому автору года»/Most Promising New Author of the Year, которую мог получить только автор, впервые опубликовавшийся в этом году. Вместе с «Хьюго» одно время присуждалась также Премия «Гэндальф»/Gandalf Award, которой награждали писателя, внесшего значительный вклад в развитие жанра фэнтези:
1965 — Категория: «Рассказ» — «Солдат, не спрашивай»/Soldier, Ask Not (1964, переиздан 1967),
1981 — Категория: «Повесть» — «Потерянный»/Lost Dorsai (1980),
1981 — Категория: «Короткая повесть» — «Плащ и посох»/The Cloak and the Staff (1980);
1967 — Премия «Небьюла»/Nebula Award — учреждена в 1965 г. Организацией писателей-фантастов США/Science Fiction and Fantasy Writers of America (SFWA), присуждается ежегодно голосованием членов SFWA, а не всех желающих, как «Хьюго». Идею предложил Ллойд Биггл-мл., в номинационные списки попадают произведения, предложенные не менее 10 членами SFWA. В рамках мероприятия присуждаются: «Грандмастер»/Grand Master Award — за особые заслуги в области НФ (с 2002 г. переименована в «Damon Knight Memorial Grand Master Award» в память об основателе SFWA Д. Найте); «Премия Рэя Брэдбери»/Bradbury Award — особая награда за киносценарии; награда «заслуженным авторам»/Author Emeritus, уже пережившим пик славы; «Солнцестояние»/Solstice Award, за общий вклад в фантастику — для тех, кто не получил ни «Грандмастера», ни «заслуженного автора» (может присуждаться посмертно); премия за службу Организации писателей-фантастов Америки/Service to SFWA Award. В отличие от «Хьюго», «Небьюла» нумеруется по году выхода произведения, а не по году присуждения. Категория: «Короткая повесть» — «Зовите его «господин»» («Повелитель», «Зовите его «повелитель»)/Call Him Lord (1962);
1975 — Премия «Скайларк»/Skylark — мемориальная премия им.Эдварда Э. Смита за высокохудожественную фантастику, присуждается Американской (Новоанглийской) Научной Фантастической Ассоциацией/New England Science Fiction Association (NESFA) путём ежегодного голосования членов ассоциации. «За вклад в развитие фантастики авторам, чьё творчество и личностные черты характера служат примером, того, что Эдвард Смит наиболее ценил в людях...». Категория: «Высокохудожественная фантастика»;
1977 — «Британская премия фэнтези»/British Fantasy Award — присуждается Британским обществом фэнтези/The British Fantasy Society (BFS). В 1971 г. Рэмси Кэмпбелл предложил BFS учредить премию в честь умершего тогда А. Дерлета. Вручалась ежегодно BFS и конвентом FantasyCon. Премия может быть присуждена не только британским писателям, но и гражданам других стран за произведения, написанные на английском. В течение нескольких лет награды, учреждённые BFS, были известны под общим названием «Премии Фэнтези Августа Дерлета»/The August Derleth Fantasy Awards. Помимо номинаций за лучшие повесть и рассказ, затем появились номинации и в области малотиражных изданий, живописи, комиксов и кино. Начиная с 1976 г. стала «Британской премией фэнтези»/British Fantasy Awards с условием, что премия за лучший роман будет по-прежнему носить имя Дерлета. Категория: «Лучший роман» («Премия А. Дерлета») — «Дракон и Джордж» («Дракон и Георгий»)/The Dragon and the George (1976);
1978 — Премия «Юпитер»/Jupiter Award — американская литературная премия в области НФ, нерегулярно вручалась в период 1974-78 гг. объединением «Преподавателей НФ в высших учебных заведениях»/Instructors of Science Fiction in Higher Education (при университете штата Мэн), созданному по инициативе Маршалла Б. Тимна и просуществовавшая до 1979 г. Жюри премии оценивало лишь литературное качество текстов и не ориентировалось на их популярность (вручалась в тех же номинациях, что и «Небьюла»). Категория: «Короткая повесть» — «Шторм времени»/Time Storm (1978);
2000 — Зал славы научной фантастики и фэнтези/Science Fiction and Fantasy Hall of Fame — это не премия, а список, куда вносится наиболее значительные фантасты современности за деятельность и произведения в жанре НФ или фэнтези. Был основан в 1996 г. силами Канзасского общества НФ и фэнтези/Kansas City Science Fiction and Fantasy Society (KCSFFS) при содействии Дж. Уэйн и Элси М. Ганн из Центра по изучению НФ при Университете Канзаса/Center for the Study of Science Fiction at the University of Kansas, координирующего также вручение Мемориальной премии Кэмпбелла/Campbell Memorial Awards и Мемориальной премии Старджона/Sturgeon Memorial Awards. Ежегодно в Зал вносятся 4 персоны за их вклад в жанр НФ – 2 ныне живущие и 2 посмертно. Под произведениями понимаются не только литературные, но и работы в жанре кино, ТВ и т.п. В 2004 г. Зал «переехал» из Канзас-Сити (Миссури) в «Музей научной фантастики» /The Science Fiction Museum (SFM), открывшийся 18.06.2004 г. в Сиэтле (Вашингтон). До этого в список вносились только авторы, а с 2005 г. он был разделён на 4 категории: кино (film), ТВ и медиа (TV and Media), литература (literature), изобразительное искусство (art). Категория: «Творцы» (выбор жюри);
2001 — «Зал славы Первого фэндома»/First Fandom Hall of Fame Award — награда неформальной ассоциации американских любителей фантастики (в Зал славы включают фэнов, писателей, редакторов, художников и литературных агентов, посвятивших фантастике 30 и более лет жизни).
Библиография Г. Диксона:
Циклы произведений:
«Чайльд»/Childe Cycle («Дорсайский цикл»/Dorsai): «Некромант»/Necromancer (No Room For Man) (1962), «Тактика ошибок»/Tactics of Mistake (1970) + «Аманда Морган»/Amanda Morgan (1979) + «Воин»/Warrior (1965), «Дорсай!» («Генетический полководец», «Прирождённый полководец»)/Dorsai! (The Genetic General) (1959) + «Потерянный»/Lost Dorsai (1980) + «Братья»/Brothers (1973), «Солдат, не спрашивай»/Soldier, Ask Not (1964, рассказ, переписанный в роман, 1967), «Абсолютная энциклопедия»/The Final Encyclopedia (1984), «Гильдия»/The Chantry Guild (1987) + «Трилогия о Блейзе Аренсе»/Bleys Ahrens Trilogy: «Молодой Блейз»/Young Bleys (1991), Looking Forward: Excerpt from Young Bleys (1992), «Иные»/Other (1994), «Антагонист»/Antagonist (соавтор Дэвид У. Виксон, 2007), «Дух Дорсая»/The Spirit of Dorsai (сборник, 1979).
«Хока»/Hoka (The Sound & the Furry, соавтор П. Андерсон): «Бремя землян»/Earthman's Burden (1957), «Шериф каньона Галч» («Шериф золотоносного ущелья»)/The Sheriff of Canyon Gulch (Heroes are Made) (1951), «Дон Джонс»/Don Jones (1957), «Победа космического патруля хока»/In Hoka Signo Vinces (1953), «Приключения самонадеянной собаки»/The Adventure of the Misplaced Hound (1953), «Йо-хо-хока!»/Yo Ho Hoka! (1955), «Воины с яйцерезами»/The Tiddlywink Warriors (1955), «Хока!»/Hoka! (1983), «Радость в Мадвилле»/Joy in Mudville (1955), «Недипломатическая неприкосновенность»/Undiplomatic Immunity (1957), «Вся стая в сборе»/Full Pack (Hokas Wild) (1957), «Преступление Наполеона»/The Napoleon Crime (1983), «Звёздный принц Чарли»/Star Prince Charlie (1975).
The Harriers: War and Honor. Book One (1991), Of War and Codes and Honor (с Челси К. Ярбро, 1991), Blood and War (Blood and Honor). Book Two (1993), «Сошествие на планету обречённых»/Down Among the Dead Men (с Ч.К. Ярбро, 1993).
«Дилбия»/Dilbia: «Человек по почте»/The Man in the Mailbag (1959), «Посылка из космоса»/Spacial Delivery (1961), «Космическая лапа»/Spacepaw (1969), «Коротыш заступник»/The Law-Twister Shorty (1971).
«Дракон и Джордж»/The Dragon and the George: «Святой Дракон и Георгий»/St. Dragon and the George (1957), «Дракон и Джордж» («Дракон и Георгий»)/The Dragon and the George (1976), «Рыцарь-дракон»/The Dragon Knight (1990), «Дракон на границе»/The Dragon on the Border (1992), «Дракон на войне»/The Dragon at War (1992), «Дракон, Эрл и Тролль»/The Dragon, the Earl, and the Troll (1994), «Дракон и Джинн»/The Dragon and the Djinn (1996), «Дракон и король Подземья»/The Dragon & the Gnarly King (1997), «Дракон в Лионессе»/The Dragon in Lyonesse (1998), «Дракон и прекрасная дева Кента»/The Dragon and the Fair Maid of Kent (2000).
«Морские люди»/Sea People: Home from the Shore (1963), «Космические пловцы»/Space Swimmers (1967).
«Планета безмолвия»/None But Man: «Угонщик»/Hilifter (1963), «Никто, кроме человека» («Только человек», «Как равный с равным»)/None But Man (1969).
«Рыжий Джеми»/Jamie the Red: «Рыжий Джеми»/Jamie the Red (с Роландом Грином, 1984), Beyond the Dar al-Harb (1985).
«Секреты океанских глубин»/Secret of the Deeps (Under the Sea): «Секрет моря»/Secret Under the Sea (1960), «Секрет Антарктики»/Secret Under Antarctica (1963), «Секрет Карибского моря»/Secret Under the Caribbean (1964).
«Хэнк Шалло»/Hank Shallo (цикл рассказов): «Самое мощное оружие»/Sleight of Wit (1961), «Мистер Супстоун»/Soupstone (1965).
Экранизация: «Полёт драконов»/The Flight of Dragons (м/ф, США-Великобритания-Япония, Rankin/Bass Productions, реж.: А. Ранкин-мл., Дж. Басс, 1982).
Источники:
https://www.livelib.ru/author/1842-gordon-dikson
https://dzen.ru/a/YEs5JGJXGE7L3ixl
0 комментариев