На ВДНХ открылся Музей транспорта Москвы
Первая выставка посвящена истории народного автомобиля «Москвич» и выпускавшего эту машину завода АЗЛК.Выставочная площадка Музея транспорта Москвы открылась в историческом павильоне ВДНХ «Транспорт СССР».
Выбор автомобиля «Москвич» в качестве главного героя первой выставки неслучаен. Построенный в 1929 году столичный автозавод «Москвич» стал первым в истории страны, предназначенным для выпуска массового народного автомобиля.
С 1930 по 1939 год предприятие называлось Московский автосборочный завод имени Коммунистического интернационала молодежи (КИМ), с 1939 года до Великой Отечественной войны — Московский автомобильный завод имени КИМ, с 1945 по 1968 год — Московский завод малолитражных автомобилей (ЗМА, или МЗМА), с 1968 по 1992 год — автомобильный завод имени Ленинского комсомола (АЗЛК), с 1992 по 2010 год — ОАО «Москвич».
АЗЛК можно по праву назвать пилотом-испытателем в отечественном легковом автопроме: он открыл для советских автомобилей массовый экспорт, международный автоспорт, контакты с зарубежными дизайн-студиями и инженерными бюро.
Без опыта АЗЛК в нашей стране, скорее всего, не было бы ни АвтоВАЗа, ни «Запорожца» с «Окой», ни современных автомобильных производств.
Посетители могут увидеть 30 экспонатов транспортной коллекции и более 300 других артефактов из коллекций Музея транспорта Москвы (включая переданное ему собрание заводского музея АЗЛК), Политехнического музея и частных собраний. Среди них такие уникальные и редкие, как:
— первая послевоенная модель «Москвич-400», сошедшая с конвейера в 1946 году;
— «Москвич-422» («Буратино») 1954 года — автомобиль с деревянным кузовом;
— миллионный автомобиль, сошедший с конвейера завода в 1967 году, «Москвич-408» — наиболее популярная модель 1960-х годов;
— оригинальный макет автомобиля Moskvich (1/5), выполненный фирмой Раймонда Лоуи и привезенный из США в 1974-1975 годах;
— двигатель ГД-1, созданный советскими инженерами для планировавшегося участия советской команды в «Формуле-1»;
— макеты перспективных моделей конца 1990-х годов;
— личные вещи главного конструктора завода Александра Андронова, переданные его сыном;
— архив документов (дорожные легенды, карты маршрутов, плакаты, статьи в СМИ и прочее) автомобильного ралли имени космонавта Волкова за 1971-1973 годы;
— наградная ваза призеру ралли «Москвич» с портретом Владимира Ленина и другие.
В зале главной экспозиции посетители попадут в кадры-инсталляции советских фильмов «Сердца четырех» (1941, режиссер Константин Юдин), «Осторожно, бабушка!» (1960, режиссер Надежда Кошеверова), «Зеленый огонек» (1964, режиссер Виллен Азаров), «Бриллиантовая рука» (1968, режиссер Леонид Гайдай) и «Москва слезам не верит» (1979, режиссер Владимир Меньшов).
Через призму исторических кинолент здесь выставлены шесть моделей «Москвича», включая «Москвич-408» из «Бриллиантовой руки».
Желающие могут посетить съемочную площадку фильма «Зеленый огонек» и сняться в одном из его эпизодов, а потом скачать видео со своим участием и разместить его в социальных сетях.
Дети могут посмотреть мультфильм о процессе создания автомобиля — от задумки прототипа до финальных испытаний, а также познакомиться с электрокаром «Москвич» и узнать, как знаменитый автомобиль связан с кока-колой.
Сердце выставки — зал истории завода — даст возможность каждому гостю найти в картотеке чертежи, фотографии и книги о «Москвиче». В зале собрана история предприятия и сотрудников, которые оставили после себя важное инженерное и дизайнерское наследие. Большое внимание уделено биографии главного конструктора «Москвича» Александра Андронова. В годы его работы завод был ведущим в СССР производителем массовых легковых автомобилей, поставщиком продукции на рынки более 40 стран мира и участником автомобильных ралли мирового уровня.
В зале также выставлена уникальная серия черно-белых снимков фотографа ТАСС Валентина Хухлаева, чья репортажная съемка запечатлела трудовые будни АЗЛК.
В зале «Ралли» размещена объемная карта с отметками маршрутов двух международных ралли-марафонов, в которых принимал участие «Москвич»: Лондон — Мехико и Лондон — Сидней. Рядом с двумя гоночными болидами можно увидеть редкий экспонат — двигатель ГД-1, созданный советскими инженерами для планировавшегося участия советской команды в «Формуле-1».
В зале «Прототипы» представлен, например, прототип разработанной в 1985-1992 годах модели седана «Москвич „Истра“», комплектация которого впечатляет даже в XXI веке.
Последняя часть выставки, зал «Солнце», посвящена закату автомобильной марки «Москвич» и угасанию завода на фоне исторических событий, связанных с распадом СССР. Финальное испытание становится для «Москвича» последним — как и для главного героя фильма «Игла» (1988, режиссер Рашид Нугманов).
Для посетителей организован бесплатный трансфер от станции метро «ВДНХ» до парковки «Москвариума» (расположена недалеко от павильона № 26), который организован Мосгортрансом. Современные микроавтобусы оформлены в стиле выставки «Мечта москвича». Поездка займет 15-20 минут.
К сентябрю 2021 года планируется начать просветительские программы для детей и взрослых и открыть детскую студию автомобильного дизайна.
Выставка будет работать в течение года, а затем ее сменит другая экспозиция, посвященная транспорту Москвы.
На ВДНХ создается целый кластер транспортных музеев. Это музей «Российских железных дорог», музей современного транспорта и спортивных машин, который строится рядом, это музей гаража особого назначения — то есть такой большой автомобильный кластер на ВДНХ.
История и реставрация павильона № 26
Согласно генеральному плану ВСХВ, строительство деревянного павильона для экспозиции «Зерно» началось летом 1936 года по проекту М.Б. Шнейдера.
Позже проект был частично переработан архитектурной мастерской выставки под руководством В.К. Олтаржевского при участии М.А. Минкуса и А.П. Ершова и реализован в 1937 году. А еще через год изменилось и наполнение павильона, куда была переведена экспозиция «Хлопок».
Фасад павильона «Хлопок» был решен в стиле ар-деко. Парные колонны, образующие портик, придавали его архитектуре ритмическую строгость.
В 1940 году входную группу украсили резьба по ганчу, лепнина, орнаментальные узоры и живопись, покрывшая всю плоскость стены в глубине портика. В таком виде павильон прекрасно справлялся с ролью символа успеха советского хлопководства и независимости СССР от зарубежных поставок «белого золота».
В период послевоенного реформирования ВСХВ в здании поместили экспозицию «Земледелие». Смена профиля потребовала иного внешнего облика павильона, что было также обусловлено значительным изменением площади Механизации и увеличением габаритов многих других строений выставки.
Над проектом реконструкции павильона № 26 работали архитекторы П.П. Ревякин, А.И. Игнатьева, А.И. Громов и В.П. Туканов. Они создали строгий монументальный портик-лоджию вводной части в противоположность массивному фасаду несохранившегося павильона «Животноводство». Новый головной объем позволил оборудовать вводный и лекционный залы, а также дополнительные служебные помещения, практически не затрагивая часть довоенного здания.
Сегодня портик павильона — объект культурного наследия федерального значения. Глубокая лоджия с внешней стороны скрыта высокой двойной колоннадой. Внутри — аркада, окаймленная лепным растительным декором. Венчают фасад скульптуры тракториста и колхозницы с книгой и снопом работы Л.М. Писаревского. Они символизируют неразрывную связь науки с практикой. Между скульптурами расположен архитектурный элемент акротерий, в котором угадывается композиция из серпа и молота в окружении снопов. Углы портика завершают стилизованные вазы, продолжающие решение акротерия.
Внутри обновленный павильон стал одним из самых красивых на выставке. Центральная часть вводного зала, похожая на дворцовые палаты, отделена колоннадой от подчиненных ей боковых кулис. Лепные растительные композиции и изящные элементы архитектурного декора подчинены единому замыслу, завершает который большой живописный плафон. В этом памятнике эпохи соцреализма авторы отразили успехи сельского хозяйства. В четырех клеймах, заключенных в ложные арки, расположены тематические панно, посвященные растениеводству, животноводству, механизации обработки почвы и уборки урожая. Общее праздничное настроение залу придают люстры в стиле ампир.
В 1956 году в связи с созданием на территории ВСХВ экспозиций Всесоюзной промышленной выставки павильон № 26 вновь поменял тематический профиль. Следующие 10 лет значительное место в нем занимала демонстрация достижений химии — в частности, в области производства высокомолекулярных полимерных соединений, органических ядохимикатов и удобрений.
А когда в 1967 году для «Химической промышленности» оборудовали новое здание (павильон № 20), в павильоне и на нескольких открытых площадках разместили экспозицию о достижениях СССР в сфере транспорта. Здесь расположились модели тепловозов и электровозов, автомобилей, самолетов, речных и морских судов (как в виде макетов, так и в натуральную величину — например, сохранившаяся модель Як-42), приборы и агрегаты для эксплуатации транспортной техники, диорамы, фотографии и витражи, динамические и электрифицированные карты.
Павильон «Транспорт СССР» был одним из самых популярных. Детям и взрослым нравились работающие модели железных дорог и других объектов, которые в те годы невозможно было увидеть больше нигде.
В 1990-е годы экспозицию упразднили, а павильон стали использовать как рынок промышленных товаров и склад. В 2014-2020 годах здесь размещалась экспозиция Политехнического музея «Россия делает сама», которая состояла из семи тематических блоков: «За пределами Земли», «Иллюзии», «Радио+", «Аналоги природы», «Новый антропогенез», «Энергия ядра» и «Энергия плазмы».
В 2020-2021 годах была проведена комплексная реставрация фасадов павильона, благодаря которой ему вернули исторический облик. В ходе работ были заделаны трещины и расчищены поверхности фасадов от поздних слоев краски и штукатурки. Отреставрирован лепной декор — воссозданы утраченные элементы, бетонные скульптуры и заполнения витражей, оконных и дверных проемов. Реставраторы воссоздали скобяные изделия по сохранившимся аналогам и историческим источникам. Заменены покрытие кровли и металлические элементы (отливы, окрытия парапетов), отреставрированы площадки и ступени портика главного фасада (воссоздано тераццо). Старую водосточную систему заменили на новую из оцинкованной стали. На фасадах установили архитектурно-художественную подсветку.
1 комментарий