Карл Маркс - шарлатан и профессиональный паразит



Карл Маркс — самозваный философ, экономист и социальный теоретик промышленного пролетариата XIX столетия был буржуазным сыном буржуазного отца. Рожденный в Трире, в Рейнской Пруссии, Маркс был в очень привилегированном положении. В 1816 году, за два года до его рождения, отец Маркса отрекся от своего еврейского происхождения и принял протестантство, бывшее в то время официальной государственной религией, что дало его семье доступ в высший свет.

Преуспевающий адвокат Генрих (Гершель) Маркс несомненно надеялся на то, что его сын сделает успешную карьеру в «деловом мире». Благодаря отцу Маркс получил либерально-гуманистическое образование, сначала в Трирской гимназии, после этого в Боннском университете, а затем в Берлинском университете. Сравнительно мало известно о жизни Карла Маркса в последующие пять лет.

Он потратил целую кучу денег, получая в течение длительного времени щедрую финансовую поддержку от своих родителей (его отец умер в 183 8 году) и проводя большую часть своего времени в «Профессорском клубе», как себя называли примерно тридцать молодых людей, часто встречавшихся в кафе «Stehely». Эти встречи и книги, прочитанные Марксом помимо учебной программы, сыграли гораздо большую роль в его образовании, чем занятия в университете.

В бытность студентом Боннского и Берлинского университетов Маркс потратил умопомрачительное количество отцовских денег. Эта привычка тратить деньги, заработанные другими людьми, останется у него навсегда. На всю оставшуюся жизнь Маркс выработал стратегию попрошайничества. В конце декабря 1837 года, за несколько месяцев до своей смерти, отец написал ему длинное, полное отчаяния и упреков письмо. Несомненно, что отцу был прекрасно известен характер сына. Он в деталях описывает его личные привычки, которые Маркс сохранил на всю жизнь:

«О Господи! Беспорядок, бессмысленные экскурсии во все области знания, угрюмые размышления перед унылой масляной лампой, сумасшедшие метания по комнате в халате, запущенный внешний вид; и все это вместо того, чтобы веселиться за кружкой пива; нелюдимое уединение, пренебрежение всякими внешними приличиями и даже неуважительное отношение к отцу… И на этой ниве бессмысленной и бесполезной эрудиции должные взойти плоды, которые будут питать тебя и твою возлюбленную (Женни фон Вестфален), и собранный подобным образом урожай позволит тебе выполнить твои святые обязанности!?»

Отчаявшемуся умирающему отцу ничего не оставалось, кроме как прибегнуть к сарказму и упрекам по поводу способностей сына тратить деньги:
«Как будто бы мы были сказочно богаты, мой сын, вопреки всем договоренностям, всего за один год потратил почти 700 талеров, в то время как дети самых богатых родителей тратят менее 500. И почему? Я отдам ему должное признанием, что он не распутник и не мот. Но человеку, который каждую неделю открывает совершенно новую систему мироустройства, перечеркивая все то, чем он кропотливо занимался ранее, наверное не до пустяков? Не для него мелочность порядка!? Каждый запускает ему руку в карман, его обманывает всякий кому не лень, но ему все равно, лишь бы не мешали заниматься, и, конечно же, снова выписывается чек.»

Бедный обманутый Генрих! Он доверчиво читал письма сына, детально описывающие невероятное количество прочитанных сыном книг, не подозревая, что молодой Маркс проводит большую часть времени пьянствуя в «Профессорском клубе». Вспоминая годы, проведенные в Берлинском университете, куда он перевелся по настоянию отца, Маркс обходит молчанием свои студенческие фокусы с отцовскими деньгами. Бедный старик-отец умер с мыслью о том, что «мой трудолюбивый и талантливый Карл проводит все ночи напролет серьезно занимаясь, подрывая свое умственное и физическое здоровье, отказываясь от всех удовольствий ради изучения абстрактных, возвышенных наук».

Так чего же достиг «пчелка» Маркс за зиму с 1837 на 1838 год? Посетил лекции по одному-единственному предмету и оказался замешан в уголовном деле (что ему так и не послужило уроком, впоследствии, с 1842 по 1849 год, у него были проблемы с полицией в разных странах Европы). Всю зиму он проматывал отцовские деньги. За все три семестра, проведенные им в Берлинском университете, он прослушал лекции лишь по семи предметам. На протяжении последующих четырех лет он дополнительно прослушал лекции по шести предметам.

Он так и не закончил Берлинский университет. Ему не хватило смелости сдать выпускной экзамен. В 1841 году Маркс закончил Йенский университет со степенью доктора философии (а не юриспруденции, как того хотел его отец). Хотя он никогда не посещал Йенский университет, система, существовавшая в немецких университетах в то время позволила Марксу получить научную степень, представив лишь докторскую диссертацию.

В марте 1843 года Маркс потерял работу, однако в июне женился, и не на какой-нибудь пролетарской деве, а на Женни фон Вестфален, своей возлюбленной, дочери высокопоставленного и авторитетного прусского чиновника. Их продолжительный медовый месяц был проведен в турне по Швейцарии, где, как о том впоследствии рассказывала Женни, они попросту раздавали деньги бедным. Мать Женни оставила молодой паре небольшое наследство для этой поездки. Маркс провел следующие несколько месяцев за чтением и написанием статей. Журнал, для которого он писал, вышел одним-единственным номером, который был немедленно конфискован властями, а издание журнала было прекращено и впоследствии не возобновлялось. В конце 1843 года он и его молодая жена отправились в Париж. Жизнь Маркса в тот период мало напоминала полуголодное существование пролетарского философа.

Имеется много данных о финансовом положении Маркса в период с 1844 по 1848 годы. Все эти данные указывают на один и тот же факт: Маркс жил на широкую ногу. Мы попыталтсь, используя отрывочные и иногда противоречащие друг другу сведения, воссоздать как можно более полную картину жизни Маркса в тот период. В марте 1844 года, когда Маркс на протяжении примерно четырнадцати месяцев жил в Париже, его друзья в Германии собрали для него 1000 талеров, что является эквивалентом трехгодичного дохода силезского ткача, работающего 14-16 часов в день.

Вскоре после этого, отмечает Раддац, Маркс получил еще 800 талеров. К этому нужно добавить деньги, полученные им от газеты «Vorwarts» в качестве части ежегодного жалованья размером в 1800 франков, а также 4000 франков, которые он получил от группы кельнских либералов, которым принадлежала безвременно усопшая «Rheinische Zeitung». К этому, по словам Раддаца, следует добавить еще 2000 франков, полученных Марксом за корректуру «Немецко-французского ежегодника». Мы не смогли найти каких-либо подтверждений относительно существования этих 2000 франков и поэтому не будем их считать.

Но даже за вычетом этой суммы, денег, полученных Марксом, совершенно правильно замечает Раддац, «ему должно было хватить на несколько лет». Как саркастически отмечал в 1844 году в одном из своих писем Арнольд Руге: «Жена подарила Марксу хлыст для верховой езды, ценой в 100 франков, а он, бедняга, не только не умеет ездить верхом, у него и лошади-то нет. Ему хочется иметь все на свете — карету, модную одежду, цветник, новую мебель с выставки, разве только не луну».

Маркса выслали из Парижа в начале 1845 года. Он уехал в Бельгию, где в течение нескольких месяцев клянчил деньги на дело революции. Как и следовало ожидать, в последующие три года, проведенные Марксом в Брюсселе, он нигде не работал. Однако деньги продолжали поступать, в основном подарки и пожертвования. В декабре 1844 года Маркс получил гонорар в 1000 франков за публикацию «Святого семейства», написанного вместе с Энгельсом. Энгельс также отдал Марксу аванс, полученный им в мае за книгу «Положение рабочего класса в Англии».

От его кельнских друзей ему пришло еще 750 франков. Он также получил аванс за книгу, которую он так никогда и не написал. Издатель совершил трагическую финансовую ошибку. После подписания предварительного контракта с Марксом, согласно которому Маркс должен был получить 1500 франков по окончании рукописи и еще 1500 франков после ее публикации, издатель разжалобился по неизвестной причине и уплатил Марксу аванс в 1500 франков спустя всего несколько месяцев после подписания контракта.

В течение нескольких последующих лет он требовал либо возврата аванса, либо рукопись, но не добился ни того, ни другого. В ноябре 1847 года Маркс также занял 150 франков у мужа своей сестры, причем никаких сведений о том, что он вернул эти деньги не имеется. В письме Энгельсу, написанном в 1847 году, Маркс снова касается одной из постоянных тем их переписки — денег.

Известно, что в марте 1848 года Маркс получил 6000 франков из наследства, оставленного ему отцом. Отец его умер в 1838 году, но вплоть до 1848 года Марксу не удавалось убедить мать и своего дядю, Леона Филипса, передать ему деньги, оставленные отцом. Роберт Пейн утверждает, не приводя тому никаких достоверных свидетельств, что Маркс немедленно потратил 5000 франков на покупку оружия бельгийским рабочим. Я не обнаружил никаких данных, подтверждающих этот факт, который, кстати, не упоминается ни в одной из широко известных биографий Маркса.

Если этот факт действительно имел место, то это был самый «немарксистский» поступок Маркса за всю его жизнь. Доподлинно известно лишь то, что Маркса выслали из Бельгии через неделю после публикации «Манифеста Коммунистической партии», и то, что, по-видимому, к тому времени у Маркса опять кончились деньги. Скорее всего, мы так и не узнаем, какая судьба постигла наследство, оставленное ему отцом. Если суммировать его общие доходы в период с 1844 года до начала 1848 года, эта сумма составит 15000 франков, плюс 1800 талеров, плюс деньги, полученные Энгельсом за его книгу «Положение рабочего класса в Англии». Совсем неплохо для безработного профессора!

Возникает очевидный вопрос: а какой была покупательная способность этих денег? Солидной. Статистические данные того времени не особенно надежны, однако и они позволяют нам сделать примерную оценку без большой потери точности. Опрос, проведенный в феврале 1848 года, в самом начале революции, показал, что средний заработок парижского рабочего составлял чуть менее 4 франков в день, или примерно 1250 франков в год, если тот работал без перерывов 6 дней в неделю, 52 недели в году. Таким образом, менее чем за год своего пребывания в Париже Маркс получил примерно 6800 франков и 1800 талеров, что было в шесть раз больше заработка среднего парижского рабочего (даже если не считать 2000 франков, полученных им за корректуру), и ему не пришлось работать 52 недели, чтобы получить эти деньги.

Какова была стоимость жизни в Париже в то время? Опрос, проведенный в 1845 году, показал, что минимальные расходы бездетной семьи, живущей в то время в Париже, составляли примерно 750 франков в год. В 1844 году у Маркса был всего один ребенок, так что если бы его расходы вдвое превышали эту цифру, то он все равно не умер бы с голоду. Его доходы в 1844 году в 10-11 раз превышали прожиточный минимум средней парижской семьи. Рассмотрим эти цифры применительно к сегодняшней статистике доходов населения США.

Во-первых, надо отметить тот факт, что в 1844 году не было никаких подоходных налогов. Налоги вообще были чрезвычайно низки и весьма далеки от сегодняшних двузначных цифр. Таким образом, если учесть, что в 1995 году американская семья из трех человек с общим годовым доходом в 8500 долларов находилась ниже уровня бедности, и если предположить, что средняя семья, находящаяся ниже уровня бедности, тратит все, что получает (т.е. не делает сбережений), то получается, что в 1844 году семья Маркса потратила по сегодняшним меркам 85.000 долларов после уплаты налогов, причем до уплаты налогов доход семьи Маркса по сегодняшним стандартам составлял, по крайней мере, 125.000 долларов.

Живи Маркс сегодня в США, его семья принадлежала бы к 2% самых богатых семей Америки. Причем при оценках уровня бедности в США не учитываются бесплатные талоны на питание, бесплатное образование, медицинское обслуживание и другие социальные блага. Если включить все это в подсчеты уровня бедности, то эта цифра для американских семей в 1985 году составила бы более 10.000, а не 8.500 долларов. Это означало бы, что Маркс в 1844 году потратил 100.000 долларов после уплаты налогов.

Лишь очень немногие американцы имеют такие доходы. С другой стороны, предположим, что негритянские семьи в США получают самые низкие доходы. В 1995 году средний доход негритянской семьи после уплаты налогов составил 16.000 долларов. Семье Маркса, имевшей доход (после уплаты налогов), в 6 раз превышавший доход средней рабочей парижской семьи, неплохо жилось бы в сегодняшней Америке.

Доход, в шесть раз превышающий доход средней негритянской семьи в США, составил бы в 1995 году 96.000 долларов. Доходы средней американской семьи с двумя детьми составляют менее 28000 долларов после уплаты налогов. Если умножить это на шесть, то доходы семьи Маркса составили бы 168.000 долларов.
Короче говоря, Маркс не был голодающим пролетарием. Согласно всем возможным стандартам, он был богатым человеком.

В 1848 году Маркс вернулся в Кельн, где в июне начал публикацию еще одной газеты «Neue Rheinische Zeitung». В феврале следующего года он был обвинен в подрывной деятельности, но суд оправдал его. А уже в мае он опубликовал подстрекательский «красный номер» своей газеты, примечательный тем, что напечатан он был красной типографской краской. Он знал, что его скоро вышлют из страны, и ему было наплевать. Он уехал во Францию, откуда его выслали спустя три месяца, в августе 1849 года. Оттуда он уехал в Лондон, который, наряду со Швейцарией, служил в то время приютом для большинства радикалов XIX столетия, спасавшихся от преследований после революций 1848-1850 годов. В Лондоне, городе изгоев, Маркс и провел большую часть своей оставшейся жизни.

Благодаря именно лондонскому периоду своей жизни (1848-1863) Маркс приобрел репутацию человека бедного и страждущего, репутацию, которой он прежде всего обязан своим нежеланием где-либо работать. Энгельс в течение трех лет был не в состоянии оказывать Марксу какую-либо значительную помощь. Одновременно «Tribune» прекратила печатать статьи Маркса о европейских событиях, чтобы отвести как можно больше места для освещения событий гражданской войны.

Таким образом, Маркс лишился двух главных источников своих доходов и залез в долги. Трудности и лишения, испытанные Марксом за эти три года, достигли наивысшей точки и толкнули его на следующую крайность: впервые за много лет он занялся поисками работы. Он попытался получить должность клерка на одной из железнодорожных станций. Как он откровенно писал впоследствии Кугельману: "… из-за своего плохого почерка я не получил этого места". Любой, кому когда-либо довелось видеть почерк Маркса, может лишь посочувствовать лондонским железнодорожным клеркам и доктору Кугельману. Маркс решил не продолжать поисков работы.

Невозможно отрицать тот факт, что в те годы семья Маркса жила в ужасающей бедности. Но учебники истории редко упоминают о том, что причиной тому было нежелание Маркса работать. «Ничто человеческое мне не чуждо», — однажды написал Маркс, цитируя римского драматурга Теренция и провозглашая свою приверженность гуманистическим идеалам. Да, ничто человеческое не было чуждо Марксу, кроме постоянной занятости. В 1864 году он безрассудно растратил целое состояние: деньги, пожертвованные ему Энгельсом, наследство, оставленное матерью, и огромное наследство, оставленное ему Вильгельмом Вольфом. В 1865 году, когда он снова был на мели, ему представилась возможность раз в месяц писать финансовую заметку о событиях на денежном рынке. Он отказался, даже не объяснив почему.

Карл и Женни Маркс просто не умели толком обращаться с деньгами. Три фактора в какой-то мере облегчали их финансовое положение в этот самый тяжелый период их жизни. Первым фактором была Елена (Ленхен) Демут, экономка Маркса. С детских лет она была служанкой в доме фон Вестфаленов, и мать Женни отослала ее к молодой паре в 1846 году. Она оставалась с семьей Маркса до самой его смерти в 1883 году. Как показано в биографии Маркса, написанной Пейном, она была хранителем семейной казны и старалась хоть как-то упорядочить семейные финансы.

В 1851 году она родила Марксу внебрачного сына, о существовании которого Маркс не упоминал, боясь повредить своей репутации в революционных кругах Лондона; это лишь один из фактов, неизвестных ранее и впервые изложенных в книге Пейна. Вторым фактором было наследство, полученное Марксом от матери в начале 1861 года (мать еще была жива). Мать уплатила все долги Карлуши и дополнительно к этому, через исполнителя ее завещания, своего дядю Леона Филипса (Леон Филипс, дядя Маркса, был основателем одной из богатейших промышленных компаний Европы, Филипс Электрикал Компани), очень преуспевающего промышленника, Маркс получил 160 английских фунтов стерлингов.

Часть этой суммы он потратил на турне по Европе. Наконец, в 1863 году Энгельс собрал из разных источников 125 фунтов стерлингов для помощи Марксу. (От РП: в годы кризиса доход среднего ткача в промышленности составлял 2 шиллинга, то есть 0.1 фунта в день за 12 часов работы, это 30 фунтов в год, в удачные годы зарплата квалифицированного рабочего составляла 45 фунтов)

Именно тогда Энгельс поссорился с Марксом, единственный раз за всю их долгую дружбу. В январе умерла жена Энгельса, Мери Бернс, и он написал Марксу письмо, полное горести и отчаяния. Маркс в своем ответном письме посвятил два коротких предложения выражению соболезнований, а затем длительно и детально описал свои финансовые трудности. Энгельс был разъярен и потребовал у Маркса извинений, и Карл, может быть единственный раз за свою сознательную жизнь, извинился перед человеком, не принадлежавшим к кругу его семьи. Энгельс отослал ему деньги, и основоположники марксизма помирились.

В конце 1863 года умерла мать Маркса. Его доля наследства, за вычетом уже полученного аванса, составила меньше 100 фунтов стерлингов. Он получил эти деньги в начале 1864 года. Этого было достаточно, чтобы «хотя бы немного облегчить финансовые трудности, одолевавшие Маркса». А затем на Маркса обрушился шквал пожертвований.

Малоизвестный последователь Маркса Вильгельм Вольф, один из восемнадцати первоначальных членов «Союза справедливых» (1846), умер и оставил Марксу огромное по тем временам наследство размером в 824 фунта стерлингов. Маркс впоследствии посвятил Вольфу свой «Капитал». В сентябре Энгельс стал полноправным партнером в компании своего отца и более благосклонно отнесся к требованию Маркса об уплате якобы причитавшихся ему 40 фунтов стерлингов (Энгельс был исполнителем завещания Вольфа).

Когда я впервые занялся изучением финансовых дел Маркса (еще до публикации очень ценной в этом отношении биографий Маркса, написанной Пейном), я заинтересовался тем, как доходы Маркса соотносились с доходами его современников. Ни один из биографов Маркса, за исключением Пейна, не задавался этим, на мой взгляд, фундаментальным вопросом. Профессор Боули подсчитал, что в 1860 году доходы английского сельскохозяйственного рабочего, относящегося к 10% населения Англии, находящегося в самом низу имущественной пирамиды, составляли 30 фунтов стерлингов ежегодно.

Средний годовой доход рабочего составлял примерно 45 фунтов стерлингов. Для 10% населения Англии, находившихся на самом верху имущественной пирамиды, это число составляла 70 фунтов стерлингов. Доходы, полученные семьей Маркса в 1863 году, позволяют отнести их к 5% самых богатых жителей Англии! Такова была сумма, присланная Марксу Энгельсом, для того чтобы «хотя бы немного облегчить финансовые трудности, одолевавшие Маркса». Его доходы в следующем (1864) году были в двадцать раз выше доходов среднего английского рабочего.

Невероятно, но в марте 1865 года семья Маркса снова бедствовала. В июле 1865 года Маркс написал письмо Энгельсу, в котором снова просил денег и утверждал, что уже более двух месяцев находится в долгу у ростовщиков. Кугельман в октябре того же года получил письмо, содержавшее следующие строки: «Мое материальное положение вследствие моей продолжительной болезни и крупных издержек, которых она потребовала, так ухудшилось, что мне в ближайшем будущем предстоит финансовый кризис, а это, помимо непосредственного влияния на меня и семью, было бы для меня губительным и в политическом отношении, так как здесь, в Лондоне, приходится поддерживать известный декорум».

Сдается мне, что либо революционные круги Лондона были заражены буржуазной моралью, либо господин Маркс вращался в великосветских кругах. Маркс в том же письме просит Кугельмана найти ему кого-нибудь, кто согласился бы одолжить ему деньги из 5 или 6%, потому что, как он повествует далее: «Я плачу теперь 20-50% за мелкие суммы, которые занимаю, но при всем том я не могу отсрочить дольше требований моих кредиторов, и мне предстоит поэтому полный крах». Маркс, создатель экономического учения, имевшего своей целью осчастливить весь рабочий класс, был никудышным финансистом.

Так куда же уплыли все эти деньги? Книга Пейна содержит ключ к разгадке этой тайны. В письме к своему дяде Леону Филипсу (июнь 1864 года) Маркс с гордостью пишет о том, что его удачные махинации на фондовой бирже принесли ему 400 фунтов стерлингов прибыли. А уже 4 июля 1864 года он пишет Энгельсу, прося последнего выплатить ему все остальные деньги из наследства Вольфа: «Если бы у меня в распоряжении были деньги в последние десять дней, я мог бы выиграть много денег на здешней бирже. Теперь опять настало время, когда при уме и некоторых средствах в Лондоне можно „заработать“.

К сожалению, Маркс забыл, что на бирже можно не только „заработать“, но и проиграться. Хотя точных данных на этот счет не имеется, азартные биржевые игры, которым предавался основатель марксизма, возможно, и были причиной его финансовых затруднений.

Расходы, как нам известно, растут одновременно с доходами. Получив небольшое наследство, оставленное матерью, Маркс вместе с семьей перебрался в новый дом в марте 1864 года, незадолго до того, как стало известно о наследстве, оставленном ему Вольфом. Это дает основание отнести семью Маркса к верхним слоям среднего класса английского общества.

Описание дома Маркса, а также фотография этого дома, содержащиеся в книге Пейна, говорят о многом: „Никому из посетивших этот новый особняк на Мэйтлэнд Парк Роуд и в голову не пришло бы назвать его домом рабочего. Он отличался просторностью и изысканностью, с карнизами над окнами и элегантными коринфскими колоннами на верхней площадке лестницы, с маленькой розовой клумбой перед входом и несколько большей клумбой с тыльной стороны. Как и все лондонские дома с колоннами, он производил впечатление сытого достатка. Такой дом мог принадлежать доктору, мировому судье или бизнесмену, работающему в Сити“.

Карл Маркс прожил в этом доме до 1875 года, когда он перебрался в другой дом, очень похожий на дом на Мэйтлэнд Парк Роуд (этот второй дом Маркса был разрушен во время второй мировой войны). Женни, его жена, устроила костюмированный бал в их новой резиденции в октябре 1864 года, за этим балом последовали другие, что было еще одним фактором, расстраивавшим финансы мужа.

Без сомнения, Карл и Женни решили тряхнуть стариной и вспомнить о своей богатой молодости. Обитель, выбранная Марксом, несомненно, служит подтверждением замечания, сделанного когда-то Логаном Пиерсалем Смитом: „Все реформаторы, как громко бы они не заявляли о социальной справедливости, неизменно живут в роскошных домах“.

Когда Энгельс решил продать свою долю в семейном предприятии в 1869 году, он написал Марксу, спрашивая, сколько тому потребуется денег, чтобы рассчитаться со всеми своими кредиторами. Маркс ответил, что его долги составляют 210 фунтов стерлингов, „из которых примерно 75 фунтов должны быть уплачены за вещи, заложенные в ломбард, и проценты по займам“. В июле 1869 года Энгельс рассчитался с отцовской компанией, уплатил все долги Маркса и начал выплачивать Марксу пенсию размером в 350 фунтов стерлингов в год.

Однако Маркс утверждал, что даже эта довольно крупная сумма денег не была достаточной для безбедного существования. За год до этого в письме Кугельману Маркс сделал следующее совершенно невероятное заявление: „Само собой разумеется, что вопрос о переезде из Лондона в Женеву я обдумывал не только сам и со своей семьей, но и обсуждал его не один раз с Энгельсом. Здесь я должен расходовать ежегодно 400-500 фунтов стерлингов, в Женеве я мог бы жить на 200“.

Доходы Маркса, согласно расчетам профессора Боули, в пять раз превышали доходы наиболее высокооплачиваемых 10% английских рабочих. Согласно данным, представленным Р.Бакстером Лондонскому Статистическому Обществу в 1867 году, доходы, которыми в тот год располагала семья Маркса, позволяют отнести их к 120.000 самых богатых семей Англии и Уэльса. Примерно 5,1 миллионов семей Великобритании уступали семье Маркса по уровню доходов. Пенсия, которую Энгельс начал ежегодно выплачивать Марксу в 1869 году, вообще позволяет отнести последнего к 2% населения Великобритании, находившимся на самом верху имущественной пирамиды.

Короче говоря, Марксу, для того чтобы избежать страданий и лишений, мало было дохода, превышавшего доход 98% населения Великобритании, страны, бывшей в то время самой богатой страной мира в расчете на душу населения. Однако многие биографы придерживаются весьма странных мнений о его финансовом положении. Вот что говорится в одной из биографий Маркса: „Его заботам и лишениям был положен конец лишь в 1869 году, когда Энгельс продал свою долю в хлопкопрядильной фабрике отца и начал выплачивать Марксу скромную ежегодную пенсию“. Скромную?! Вот так история переписывается заново.

Теперь нам известно достаточно фактов, чтобы не принимать миф о бедствующем Марксе за чистую монету. Он прожил в бедности лишь 15 лет из своей 65-летней карьеры, основной причиной тому было его нежелание работать и хоть как-то использовать свою докторскую степень. Его экономические воззрения сформировались в основном до того, как он начал испытывать материальные затруднения, а главный труд его жизни, „Капитал“, опубликованный в 1867 году, был завершен в годы изобилия и достатка.

Жизнь Маркса противоречит его доктрине экономического детерминизма. Философ-экономист, проповедник пролетарской революции, „красный профессор из Сохо“, который провел в этом бедном районе Лондона лишь 6 лет своей жизни, принадлежал к богатым слоям английского общества на протяжении последних 20 лет своей жизни. Но все никак не мог свести концы с концами.

С тех пор мало что изменилось, по крайней мере, в одном отношении. Самозваные марксисты встречаются гораздо чаще в богатых частных университетах, чем в „пролетарских“ мастерских Детройта или Чикаго. Сытым и довольным жизнью буржуазным интеллектуалам гораздо ближе идеи Маркса и Энгельса, чем сегодняшнему промышленному пролетариату. Идеи Маркса были рождены в университетской среде, взлелеяны в годы добровольного отказа от какой-либо трудовой деятельности и достигли своего расцвета в годы роскоши и достатка, вдалеке от забот и тягот пролетарской жизни.

Карл Маркс положил начало и в интеллектуальном, и в финансовом отношении сегодняшнему поколению сытых и высокооплачиваемых буржуазных интеллектуалов. Жизнь Карла Маркса — свидетельство провала скверных идей: экономист, не умевший экономить; революционный организатор, чьи организации неизменно разваливались; секуляризованный пророк, пророчества которого не сбылись; борец за свободу и независимость, проживший всю жизнь на деньги Энгельса и не вылезавший из долгов; самозваный выразитель интересов рабочего класса, не проведший и часа своей жизни за ручным трудом; изобретатель теории о неизбежности революций в высокоразвитых индустриальных странах, которые в конце концов произошли в отсталых аграрных странах; человек, предсказывавший отмирание государства, идеи которого разожгли костер имперских амбиций. Никто, кроме буржуазных интеллигентов, пасторов-еретиков и людей, жаждущих неограниченной власти (кстати, таких людей Маркс ненавидел, потому что сам был таким и терпеть не мог соперников), не воспринимает идеи Маркса всерьез.

Довольствуясь благами, предоставляемыми этим самым буржуазным строем, в течение всей своей жизни Маркс беспощадно критиковал экономические структуры, которые давали ему возможность заниматься подобной критикой. Он набрасывался с резкой критикой на „буржуазный либерализм“, а ведь благодаря этой атмосфере либеральных взглядов и широты мышления, благодаря интеллектуальной свободе, являвшейся результатом „буржуазного либерализма“, Маркс не был посажен в тюрьму, а его книги сожжены, чтобы другим было неповадно.

Не предоставь ему буржуазный Лондон убежища, где он мог бы жить и работать, мы так никогда и не услышали бы об этом третьесортном философе-материалисте и классическом экономисте еще меньших достоинств. Одним словом, Маркс провел свою жизнь яростно распиливая сук, на котором сидел. От марксизма не осталось ничего, кроме безудержной жажды власти.

Мнение о значении Маркса в истории человеческой мысли неразрывно связано с мнением о значении в ней Ленина. Если бы октябрьский переворот 1917 года, возглавленный Лениным, окончился провалом, имя Маркса было бы сейчас известно лишь специалистам по истории социологии и узкой группе специалистов по истории профсоюзного движения XIX века и истории российской общественной мысли, и еще более узкой группе специалистов по истории материалистической гегельянской философии XIX века. Например, немецкий философ Вильгельм Виндельбанд посвятил Марксу и Энгельсу лишь две короткие биографические заметки и неполный абзац текста в своей книге „История философии“, написанной в 1901 году.

Вплоть до 1917 года влияние марксизма оставалось очень ограниченным, особенно в США. Если бы не Ленин, Марксу были бы посвящены не библиотеки, полные книг, а редкие подстрочные примечания. Однако и Европа была немало удивлена успеху революции, возглавленной Лениным. Приходит на ум высказывание господина Шобера, полицейского офицера невысокого ранга, ставшего впоследствии канцлером Австрии.

Людвиг фон Мизес рассказывает следующее о его реакции на события в России: „В конце 1915 года он доложил полицейскому руководству о своих сомнениях относительно того, что в России может произойти революция. “Кто же будет совершать эту революцию? Уж не тот ли господин Троцкий, который имел обыкновение читать газеты в „Cafe Cental“?»

Современные интеллектуалы, которые с неизменным уважением относятся к победителям войн и радикальным группам — организаторам кровавых революций по свержению власти — посмертно возродили научную репутацию Маркса. Короче говоря, не будь Ленина, мы бы никогда не узнали о существовании Маркса. Полки книг, посвященных Марксу, были бы посвящены другой теме.

Победи немцы во второй мировой войне, будьте уверены, что многие из этих полок в западных университетах были бы заполнены книгами, восхваляющими созидательный гуманизм и глубоко продуманное экономическое планирование, свойственные нацистскому социализму. О том, как восторженно относились западные ученые и политики к нацизму в 1930-х годах, включая известного английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. Не говоря уже об американских бизнесменах, которые вели оживленную торговлю с нацистами, не пишется в сегодняшних учебниках по истории. А почему? Да потому, что Гитлер проиграл.

Заключение:

Как можно подвести итог жизни и деятельности человека, чьи идеи после его смерти изменили ход мировой истории? Есть ли ответ на вопрос: кем же был Маркс? Ясно, что «великий революционный мыслитель» всю жизнь занимался самообманом. Боролся ли он? Да, боролся, но не с ведущими «апологетами капитализма», а с неизвестными (и тогда, и сейчас) и посредственными немецкими идеологическими противниками.

Всю жизнь он смирялся с положением «содержанки» Энгельса. Когда у него родился сын от внебрачной связи со служанкой жены, Еленой Демут, у Маркса не хватило смелости признать, что он отец ребенка, или хотя бы разрешить матери оставить ребенка в доме Марксов. Он боялся пойти наперекор внешней чопорности революционных кругов того времени, боялся он и ревности жены. Он заставил Елену Демут отдать их ребенка нищим приемным родителям.

Сохранил ли он единство цели? После 49 лет он не написал ни единой книги, зарывшись вместо этого в чтение объемистых и никак не связанных между собой материалов, — возвращение к привычкам своей молодости, когда он читал целыми днями (в перерывах между ночными пьянками в местной таверне), но никак не мог набраться смелости, чтобы сдать экзамен на получение докторской степени в Берлинском университете.

Одним словом, его надменность и привычка считать себя Прометеем были самообманом. Однако он был неплохим актером и сумел надуть большое количество его тогдашних и нынешних почитателей в среде буржуазной интеллигенции. Они приняли его словесную напыщенность за чистую монету.

То, что Маркс — напыщенное ничтожество с мессианскими амбициями ни для кого, кто в теме, давно не секрет. В статье собраны, в общем-то известные желающим знать данные. Профессиональный паразит создал шарлатанское учение, мимикрирующее под науку. Но наукой оно не было с самого начала, это эклектика, конспект мыслей других, в основном третьесортных философов его современников.

В СССР был целенаправленно создан миф о нищем философе, который пожертвовал всем для счастья человечества. Это миф, реальный Маркс после 49 лет не написал ни одной книги и судьба человечества его нисколько не заботила. Он был забыт ещё при жизни и если бы не большевики, о «передовом учении» никто бы сейчас и не слышал.

P.S.
Из книги Пейна «Неизвестный Маркс», где приводятся его письма и записи, «почему-то» не публиковавшиеся в СССР: «8 марта 1858 года: Весьма радостное событие. Вчера нам сообщили о смерти 90-летнего дяди моей жены. Моя жена получит приблизительно сто фунтов стерлингов; могло бы быть и больше, если бы старый пёс не оставил деньги экономке».

О матери: «Два часа назад пришла телеграмма, что моя мать умерла. Судьбе было угодно забрать одного члена моей семьи. Я был уже одной ногой в могиле. Но в данных обстоятельствах я нужен больше, чем старуха. Я должен поехать в Трир по делам наследства».

 

Автор Краснов Павел
источник

  • avatar
  • .
  • +4

5 комментариев

avatar
Если хочешь есть колбасу, лучше не знать как она готовится. Это к чему, к примеру мне нравится творчество Фреди Меркури, но мне совершено похуй кем он был по жизни. И делать выводу о творчестве по тому кем был человек, глупо. По записям современников Ньютон был, как бы помягче сказать — не очень человек, но это не отменяет что он гениальный физик своего времени. Про Бетховена современники писали что человек очень скверный, мизантроп, но гениальный музыкант, можно продолжать бесконечно. Откуда это американское пуританство
avatar
Одно дело, когда ты гениальный ученый или музыкант, но при этом человек нетрадиционной ориентации или у тебя скверный характер, а другое дело, когда ты являешься идеологом пролетарской революции, ведя роскошную жизнь очень обеспеченного человека, причем даже не на свои заработки…
Хотя нынешние «последователи» тоже не замечены в аскетичном образе жизни :)
avatar
хм, а что, одно другому как то мешает? Или обязательно прозябать в нищете?
нынешние «последователи»
их нет, учения Маркса это утопия, идеальный мир как показала практика он невозможен на отдельно взятом участке, а на весь мир ее не распространишь, потому что человечество всегда на разных ступенях, скажем так это учение фантастика о возможном развитии человечества, но его влияние на мир бесспорно, просто многие уже подзабыли про капитализм времен Маркса и его отличие от нынешнего, а сегодняшний капитализм это уже симбиоз учений Маркса и Смита
avatar
хм, а что, одно другому как то мешает? Или обязательно прозябать в нищете?

Да нет, конечно. Вспомнилось вот;
Утром мажу бутерброд — Сразу мысль: а как народ?
И икра не лезет в горло,
И компот не льется в рот!

Что следует из этой статьи? То, что Маркс был лицемером и ханжой, только и всего.
avatar
С чего бы это стало вдруг «Другим делом»? Потому что кому-то так захотелось?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.