Письмо из Донецка: «Вялые сиси» от Марго Симоньян. Когда тусовочные поэты и издатели перестанут пиариться на трагедии Донбасса?
Российская литература неожиданно обогатилась сборником «Поэzия русского лета», который почему-то представляется телеканалом Russia Tuday как нечто уникальное. Вообще-то Союз писателей России уже выпустил несколько подобных сборников, были и различные региональные альманахи, в той или иной мере посвященные специальной военной операции. А в Донецке еще в 2018 году выходила книга «Стихи военнослужащих ДНР». И вдруг мы узнаем, что Russia Tuday – первооткрыватель современной военной лирики.
И не успела «Поэzия русского лета» выйти, как юркие дельцы-издатели бросились продавать ее аж по две с половиной тысячи рублей, что по нынешним меркам уж как-то совсем дорого. Рядовому читателю не потянуть. Очевидно, есть какая-то изюминка, что-то такое, что делает книгу неповторимой? «Мы постарались включить в сборник работы всех, кто находится на передовой. Как в переносном смысле, так и буквально», – заманивают читателя составители. Оказывается, тут же поэты, побывавшие – в переносном смысле! – на передовой. Как же не прочитать, как же не купить…
И вот Маргарита Симоньян вовсю пиарит свежевыпущенную книгу, расхваливая ее авторов, заявляя, что «стихи, попавшие в сборник, не уступают отдельным образцам лучшей фронтовой поэзии Великой Отечественной войны». О том, что это за авторы и какие стихи они пишут, поговорить как раз стоит.
Важным маркером является то, что в симоньяновском сборнике нет Юнны Мориц, которая отозвалась о нем довольно пренебрежительно: «Прекрасно зная всех «составителей» и заказчиков, и кассиров этой книги, я никогда не дала бы им разрешение на публикацию моего поэтства в этом издании!.. И более того, ЧЕСТЬ ИМЕЮ – быть с моим драгоценным Читателем, а не с проплаченными, официозно сколоченными тусовками, которых реклама раскручивает воплями, что они «ничем не хуже Симонова и достойны Сталинских премий».
Есть информация, что издатели книги подкатывали с предложениями о сотрудничестве и к Юрию Полякову, стараясь заполучить его на торжественное мероприятие, но получили отказ.
А кого же включили в этот, простите, сборник? Да все тех же раскрученных тусовочных авторов, которые день и ночь пиарят друг друга в социальных сетях.
Вот, к примеру, Александр Пелевин. В прежние времена он был известен тем, что изображал из себя страшного русского нациста и писал под псевдонимом то ли Вервольф, то ли Вольфганг. Теперь перековался, стал послушным советским патриотом, фотографируется в форме НКВД и чуть ли не вступил в КПРФ. Но главная проблема Пелевина в том, что сочинял он всегда неважно. Не научился этому и до сих пор. Но начальству виднее, оно с удовольствием тиражирует его строки в интернете, –
Как хитро – и медийных Кадырова с Пригожиным упомянул, и о заветном томике со своими виршами напомнил. А то, что поэзия здесь и не ночевала – разве это кого волнует? Похоже на стихотворные упражнения приказчика из булочной, начитавшегося Северянина. Но на фоне прочих авторов экс-нацист и несостоявшийся приказчик выглядит даже не столь беспомощно.
Игорь Караулов – рыба покрупнее. Долго выступал на разогреве у Дмитрия Быкова, активно подражая более маститому собрату, потом еще подрабатывал смотрящим на разных премиях и фестивалях, проводившихся на либеральные деньги, теперь подался в патриоты. И рубит правду-матку, не уставая, –
Но смеяться не нужно. На самом деле это обычный уровень Караулова, которого сначала надувала через соломинку либеральная общественность, а теперь то же самое делает патриотическая. Так, некий «критик и филолог» Матвей Раздельный напропалую льстит Караулову: «Игорь Александрович (он скромничает, но это истина абсолютная) — поэт №1 в стране (вероятно и в мире)».
Знаете, если говорить о фрик-поэзии, то у данного автора действительно имеются немалые заслуги. Может быть, не только в России, но и в общемировом масштабе. Старается, острит, пытаясь переплюнуть телевизионных юмористов. Но точно ли это имеет отношение к фронтовой поэзии?
Кумир и старший собрат Караулова Быков однажды обмолвился, что партийцы не давали особо рьяным писателям-патриотам большой власти, поскольку те не знали ни в чем меры. И есть в этом некоторая логика. Давайте представим, что было бы, окажись товарищ Раздельный во главе какой-нибудь газеты? Он бы нас сейчас замучил цитированием «вялых сись» и гипертрофированными похвалами в адрес их автора.
Донецкий поэт и журналист Иван Волосюк на сайте «Год литературы» очень точно подметил фальшь карауловских сочинений. Особенно по поводу «лепестков». Стоило только средствам массовой информации сообщить об этих опасных минах, как Караулов тут же выдал порцию рифмованной конъюнктурной чепухи, –
Если это поэзия русского сопротивления, то может ну ее?! Потому что все эти московские хиханьки да хаханьки, все эти кривляния и позорные «минетики» в тексте в то время, когда нас здесь реально убивают, когда нам на самом деле отрывают ноги минами, выглядят глумливо и неуместно. Обидно только, что не все авторы сборника понимают, во что их втянули. А кто-то делает вид, что ничего страшного не произошло, наступая на горло собственной принципиальности.
Хороший автор Ольга Старушко. Честный такой. Помним, какой скандал она закатила по поводу того, что бывшая «правосечка» Евгения Бильченко была включена в один из поэтических сборников Союза писателей России. Но почему же она сейчас не протестует по поводу своего соседства с Анной Ревякиной в новой книге? Ревякина, между прочим, в свое время ставила желто-голубые аватары на своих страницах в соцсетях, а лет пять назад радостно фотографировалась с Вахтангом Кикабидзе – уже после того, как тот вылил тонны отборного дерьма на Россию и русский народ…
И она же призналась как-то, что сперва колебалась и выбирала сторону. Вот представьте Симонова или Твардовского, которые в разгар Великой отечественной вдруг сообщают, что в сорок первом только еще выбирали, на чью сторону встать. Невозможно? А у Ревякиной получилось. И начальство уверено, что пишет она вот прямо на уровне знаменитых поэтов-фронтовиков, а то и лучше.
А еще Ревякина активно защищала Бильченко от нападок особо памятливых патриотов. Что же мешает сейчас Ольге проявить ту же напористость и поставить вопрос ребром? Не дает ответа. Ты жива еще, моя Старушко? Судя по всему, составители сборника такой прямолинейности не одобрят. А там ведь перспективы открываются, телевидение, выступления, гонорарчики неплохие, так что можно и промолчать…
А молчать не у всех получается. В статье «Корни плебейства», опубликованной в «Литературной России», Владимир Берязев подметил еще один опасный прецедент – легкомысленное отношение к слову, замусоривание и загаживание поэтического лексикона. Когда Анна Долгарева появилась несколько лет назад на литературном небосклоне, ей прочили хорошее будущее. Особо восторженные поклонники даже сравнивали ее с Ахматовой и Цветаевой. Но время прошло, девушка давно оформилась в женщину, а мастерства не прибавилось. Если не сказать – наоборот.
Долгарева – поэт сетевой, а это значит, что ей нужно постоянно окормлять паству, повышать градус накала, находясь на самовзводе. И вот в последних текстах у нее и вовсе полез отборный мат, который процитировать нет никакой возможности. Но помилуйте – ни Анна Андреевна, ни Марина Ивановна подобными приемчиками не пользовались, они в литературу шли другой дорогой. Да и стихи о войне – это высокий стиль. Это именно что ярость благородная. И такие строки должны звучать торжественно, мужественно. А не как визгливые ругательства пьяной проститутки из украинского села.
Но сетевой аудитории нравится, а Долгарева нравится самой себе. И когда не матерится, то сочиняет порой совсем уж что-то маловменяемое и малокачественное, –
Кто пишет гораздо мастеровитее, так это Мария Ватутина, с некоторых пор тоже записавшаяся в патриоты. А ведь было время, когда она, как и Караулов, считалась видным автором либерального литературного стана. Через запятую стояла со всеми прекраснолицыми светочами. Поняв внезапно, что за патриотизм начали платить, стремительно перенесла свои телеса в нужном направлении.
И никакого тебе уже плача по Борису Немцову, по общечеловеческим ценностям, никакой борьбы с великодержавным русским шовинизмом… Теперь жиZнь совсем другая. Хотя и от старых друзей Ватутина отказываться не спешит. Появляясь в последние годы в либеральных толстых журналах, она умудрилась опубликовать стихи, посвященные русофобу Бахыту Кенжееву, глумившемуся над смертью Моторолы. А также посвящение Ирине Евсе, ныне совершенно сошедшей с ума от ненависти ко всему русскому.
Но Ватутина человек опытный, она знает, что нельзя все яйца хранить в одной корзине. Вчера была такая, сегодня – этакая, а до завтра еще дожить нужно. Главное, чтоб денежки платили. А их и платят. Когда платят недостаточно много, Ватутина скандалит. Как будто бы зажали ее боевые, которые она зарабатывала под обстрелами ВСУ.
Этого явления коснулся в «Литературной газете» Игорь Панин, который в одной из статей обмолвился о «Ташкентском поэтическом фронте». При этом имен никаких не назвал, очевидно не желая ссориться с тусовкой или имея перед ней какие-то обязательства. Но имена известны и без него. Их можно обнаружить без труда.
В списке авторов сборника фигурирует некий Марк Лешкевич. Кто такой? Неужели поэт? Пробиваем по поисковику – и находим его страницу в соцсетях под названием «Поэт Марк Лешкевич». Раз человек в открытую называет себя поэтом, то, наверное, имеет к тому основания. Но, увы, первое, что попадается из его сочинений, совсем не впечатляет, скорее озадачивает, –
При этом Лешкевич пафосно рассуждает о графоманах, о настоящей поэзии. А сам не стесняется публиковать такое, –
Хочется запереть в туалете самого автора. И долго не выпускать. А также возникает вопрос – как он вообще попал в сборник? Другие хоть успели засветиться раньше на разных площадках, а тут… Ответ нам дает все та же страница «Поэт Марк Лешкевич», на которой выложено выступление самодовольного сочинителя на распиаренном прилепинском «Хуторе».
Вот оно что, оказывается. Можно не обладать никакими поэтическими навыками, писать глупости, но при этом выступить в тусовочном местечке под крылышком Прилепина – и тебя тут же уравняют с теми, кто находится на передовой! Ловко! А главное – безопасно!
Понимает ли Маргарита Симоньян, что вот это – самая настоящая профанация?! И глумление над павшими, заслужившими, наверное, чтоб к их подвигу не примазывались сомнительные типы?
Но ведь есть в Донецке замечательный автор Володя Скобцов, давно уже ставший поэтическим символом города! Только вот он московским тусовщикам не интересен. Не выступает на «Хуторе», не кланяется литературному начальству, не ходит по струнке. Слишком самодостаточен, слишком самостоятелен. Таких не берут в междусобойчики.
И есть в Горловке Саша Савенков, стихи которого украсят любую московскую книгу. Но и он в столице России не нужен. К чему он, когда уже есть выдрессированные Пелевины-Карауловы и Долгаревы-Лешкевичи? Все давно схвачено, все роли расписаны, все герои назначены.
Наверное, Донбасс не может сравниться с Россией по количеству талантов. Но скажем прямо: самозванцев, ловкачей и литературных проходимцев у нас также в разы меньше. Наши поэты, даже те, что не хватают звезд с неба, живут тяжелой жизнью, полной опасностей. Им ведомо, что такое стыд и скромность. Хотя они и не печатаются в пафосных сборниках под патронажем Russia Tuday.
А есть еще русские поэты-патриоты из других областей бывшей Украины – это, например, харьковчане Станислав Минаков и Андрей Дмитриев, вынужденные несколько лет назад покинуть свой город, давно уже творящие на территории России. Замечает ли их патриотическая московская тусовка? Боже упаси…
У нас одна просьба к московским пафосным издателям и прочим поп-поэтам. Ради Бога, пишите что угодно, издавайтесь, читайте все это сами себе и называйте друг друга гениями. Но не надо, пожалуйста, спекулировать на теме Донбасса, пиариться на войне, равняться с нами и тем более говорить от нашего имени. Поимейте совесть!
Елена Коваленко, Донецк
0 комментариев