Как фотографы удалённо делают красивые снимки ракеты на космодроме Байконур
Сегодня я покажу то, что ещё никто не показывал, а именно обратную сторону работы профессиональных фотографов на космодроме Байконур.
Мне посчастливилось побывать на двух запусках и у меня накопился материал, который, надеюсь, будет интересен не только узкому кругу профессионалов.
На каждый запуск обычно едет один корреспондент от одного издания или фотоагентства. И на нём висит огромная ответственность, ведь сделать дубль запуска или попросить ракету вернуться и взлететь ещё раз точно не получится.
Поэтому фотографы берут несколько фотокамер и расставляют их по разным точкам и площадкам, которые заранее согласованы. Несколько — это от пяти и больше, я брала в первый раз три, потом пять.
Сколько это всё весит — отдельная тема, ведь к каждому фотоаппарату ещё полагается объектив и штатив или струбцина, а также пульт управления (не для всех). Наблюдала как-то, как в багаж сдавался «пеликан» с оборудованием, которое весило не меньше 30 кг.
Некоторые умудряются ставить семь и больше камер на «удалёнке».
На Байконуре большинство точек съёмки хорошо знакомо тем, кто интересуется космонавтикой. Самая классическая, конечно, со смотровой площадки, на которую ставят «видиков» (телеканалы), специалистов, родственников космонавтов и космических туристов.
Вид на ракету оттуда такой:
Но фотографам подавай чего-то поинтереснее, чем стоять со всеми в толпе и сколько-то лет назад, когда уровень техники дошёл до такого состояния, что стало возможным выставлять обратный отсчёт на камере, то выставляться стали непосредственно напротив стартовой площадки — метров за 200. Уточняю, что при съёмке этого кадра фотограф находится на удалении 2 км, а фотоаппарат работает сам по заданной программе.
А вот, собственно, обратная сторона: пара десятков фотографов устанавливают напротив стартовой площадки свои камеры за несколько часов до запуска. Обычно это происходит часов за 10-12.
Летние запуски в Казахстане отличаются повышенной температурой, поэтому фотоаппараты, кто как умеет, оборачивают фольгой или чем-то светоотражающим, чтобы не перегрелись.
+35 в тени, Canon 1DX + 16-35
Дима Ловецкий сам собрал защитный кейс.
Чтобы штативы не сдуло, к их ножкам привязывают большие тяжёлые пакеты с камнями.
За 2 часа до старта.
Обратите внимание на зелёный камень слева — кто-то из завсегдатаев покрасил «свой» камень. На площадке больших камней дефицит, вот и приходится обозначать, потому что пока мелких натаскаешь полный пакет, время уйдёт.
Многие спрашивали, а как же так рассчитать время, чтобы на пульте поставить обратный отсчёт, который должен сработать чётко в определённый момент? А именно — в ту минут, когда происходит запуск?
А всё просто. В связи с тем, что запуск производится в чётко назначенные часы, минуты и даже сотые секунды, то мы заходим на сайт точного времени, где выставляется нужный тебе момент, а программа вычисляет, сколько часов/минут осталось до него. Потом остаётся выставить эти цифры на пульте, подсоединить его к камере и не забыть нажать «пуск».
Профессионалы ставят таймер на несколько секунд до начала пуска, а я ставила за две минуты, не очень доверяя такой системе. И всё срабатывало, за исключением одного раза, когда поначалу не разобралась с обратным отсчётом.
После запуска все первым делом бросаются смотреть, что получилось, сработала ли камера. Волнительный момент.
За 3 минуты фотик настрочил 905 кадров… Таймлапс из фоток хороший получается.
Вот ещё был интересный момент ночью, когда происходила вертикализация ракеты с последующим поднятием ферм. Обычно это делается днём, но был такой ветер, что её перенесли на ночь.
Вот такая красота получилась с первого раза, повезло.
Ещё по камере ставят около радаров, у меня тоже получилось с первого раза. Выдержка здесь около 4 минут, кто-то успел пробежать с фонариков, а ракета ушла в облака.
Одна из любимых точек съёмок у агентских фотографов на Байконуре — холмик в полукилометре от смотровой площадки, где камеры выставляются так, что ракета взлетает на фоне самих фотографов.
Тут ставят штативы, которые остались в наличии. Желательно сразу заранее выстроиться по своим местам, чтобы не перекрыть своей тушкой ракету. Обратите внимание на предыдущий кадр — почти все сработали чётко.
Сами руками снимаем на оставшийся телевик.
Мне советовали в первый раз просто смотреть «глазами». Эффект, конечно, потрясающий… От первого «живого» запуска невероятно захватывает дух, на втором такого уже не было.
Второй раз был летом рано утром, солнце ещё не взошло.
Если ещё остались камеры, то их прикрепляют к мачте освещения у подножия, закрепив на струбцине и крепко примотав скотчем.
На мачту обычно ставят «ширики» — объективы с широким углом зрения.
Позже несколько фотографов прошли курсы высотников-альпинистов, получили сертификаты и удостоверения и им разрешили подниматься на саму вышку.
У фотографа NASA Билла Ингалса ещё остались штативы.
Картинка с вышки получается такая.
А вот Дима Ловецкий ставит фотоловушку на сусликов или еще каких лохматых.
Мексиканский казахстанский тушкан позировать любит и умеет.
После того, как запуск состоялся, фотографы начинают срочно отправлять картинки в агентства. Раньше интернета в этом районе не было и приходилось разворачивать спутниковый wi-fi (BGAN), жутко дорогой и медленный. На этой картинке можно рассмотреть пять передатчиков.
Билл отправляет фотки в NASA, а солнце только встало.
Солнце поднялось выше и мешает рассмотреть картинку на мониторе, используются подручные куртки.
Вскоре после старта ракеты фотографии уже на ленте и появляются в новостях на сайта, позднее в газетах. Кто первым успел залить картинки — тот молодец!
Всем спасибо, все свободны.
Про особенности съёмки на Восточном тоже как-нибудь расскажу.
0 комментариев